МБОУ "Уваровская средняя общеобразовательная школа-детский сад" Нижнегорского района Республики Крым

  






Информация для родителей

 

                                 Пояснительная записка

 

        Рабочая программа  «Основы  светской этики» разработана на основе авторской программы М.Т.Студеникин М., Русское слово, 2012 год) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования .

 

Цель преподавания учебного предмета:

Формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи:

        - обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных     ценностей, моральных норм;

- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

 

Общая характеристика учебного предмета

   Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры  России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Место предмета  в учебном плане:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю в 4  классе. Курс рассчитан на 35 часов (35 учебных недели).

четверти

Общее количество

1 четверть

7 часов

2 четверть

9 часов

3 четверть

10 часов

4 четверть

9 часов

За год

35 часов

 

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные

ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука,

традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

 

 

Личностные метапредметные и предметные результаты усвоения учебного предмета

 

Личностные результаты:

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

и религий;

• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  должны отражать:

•Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• Формирование первоначальных представлений о светской этике,о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

 • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

 • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе

совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

• Осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

 

 

 

Планируемые результаты

В результате изучения модуля «Основы светской этики» ученик должен знать/понимать:

-основные понятия светской этики;

- историю возникновения светской этики ;

-нормы морали; формирование чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

- национальностей, религий;

- формирование уважительного отношении як разным светским и духовным традициям.

-методы нравственного самосовершенствования.

уметь:

-отстаивать свою точку зрения;

-грамотно формулировать свои мысли,

-мотивировать свою точку зрения;

-анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морального правила

 

 

Основное содержание  программы

 

      Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей. Нами выбран модуль «Основы светской этики».

Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. 
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

                             

 

 

Материально – техническое обеспечение

 

Учебные пособия  «Основы светской этики» подготовленные для экспериментального курса «Основы  светской этики» для 4 класса основной школы.

. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя

. Учебные видеоматериалы к урокам

. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета

. Компьютер, проектор.

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

Информация

о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Образовательная организация

МБОУ «Уваровская СОШДС» Нижнегорского района Республики Крым

Название модулей

Число учащихся (число цифрами и письменно)

Основы православной культуры

0 (ноль)

Основы исламской культуры

0 (ноль)

Основы буддийской культуры

0 (ноль)

Основы иудейской культуры

0 (ноль)

Основы мировых религиозных культур

0 (ноль)

Основы светской этики

14 (четырнадцать)

 

                              

«_23___» ___апреля________________ 2015 г.

 

Директор МБОУ «Уваровская СОШДС» Нижнегорского района Республики Крым    

 

_____Синюк А.П.________________________________

 

Председатель родительского комитета МБОУ «Уваровская СОШДС» Нижнегорского района Республики Крым

 

__Тохтарова З.М_______________________________ 

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Уважаемые родители!

            В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

«Основы православной культуры»;

«Основы исламской культуры»;

«Основы буддийской культуры»;

«Основы иудейской культуры;

«Основы мировых религиозных культур»;

«Основы светской этики».

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.

При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение  заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления  о выборе  - обязательно.

Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

 

 

С уважением, администрация МБОУ «Уваровская СОШДС»

 

 

О праве выбора  языка обучения и языка изучения в образовательных организациях Республики Крым родителями (законными представителями) обучающихся

 

Целью порядка выбора языка является:

- обеспечение гарантий сохранения, изучения и развития родных языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Крым;

- реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное получение дошкольного, начального общего, основного общего образования на родных языках;

- создание условий для расширения сферы применения и оптимального функционирования родных языков;

- обеспечение межнационального согласия.                                    

  1. Порядок выбора языка основывается на законодательстве:

Конституция Российской Федерации

Статья 26.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

     Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

  1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
  2. Право на образование в Российской  Федерации  гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства,  отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 14. Язык образования.

  1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
  2. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводитьсяпреподавание и изучение государственных языков республикРоссийской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ   осуществляются в соответствии с федеральными государственными  образовательными стандартами, образовательными стандартами». 
  3. Граждане Российской  Федерацииимеют  право  на  получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей,   предоставляемых системой образования, в порядке, установленном   законодательством об образовании. Реализация указанных прав  обеспечиваетсясозданием необходимого числа соответствующих  образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их   функционирования».
  4. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ

«О языках народов Российской Федерации

Статья 2. Государственные гарантии равноправия языков народов Российской Федерации.

1. Равноправие языков народов Российской Федерации, совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

2. Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

3. Российская Федерация гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания,обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

4. Равноправие языков народов Российской Федерации охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка

Статья 6. Компетенция Российской Федерации в сфере охраны, изучения

и использования языков народов Российской Федерации.

Ведению Российской Федерации в лице высших органов государственной власти Республики в сфере охраны и использования языков народов Российской Федерации подлежат:

- содействие развитию государственных языков республик.

Статья 9. Право на выбор языка образования.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка образования в соответствии с законодательством об образовании.

Статья 10. Преподавание и изучение языков народов Российской

Федерации.

  1. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации условия для преподавания и изучения языков народов Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании.

Конституция Республики Крым

Статья 10. Государственными языками в Республике Крым являются русский, украинский и крымскотатарский языки.

Статья 19. п. 2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.